Заведующая отделом новейших течений ГТГ Ирина Горлова о любимых книгах Ad Marginem
5 любимых книг Ad Marginem Ирины Горловой — искусствоведа, куратора, заведующей отделом новейших течений Государственной Третьяковской Галереи.
Со словом «Ад Маргинем» меня связывают ностальгические воспоминания о вечерах в подвале на Новокузнецкой, где беседы и встречи с самыми интересными людьми из своего — мира искусства, и близкого, но все же другого — мира философии, сменялись танцами и пением, с обязательным «Welcome to the Hotel California». Первые книги в мягких цветных обложках под крупным набранным красивым курсивом грифом Ad Marginem ошеломляли. Все возили с собой в метро томики с романами Захер-Мазоха и Маркиза де Сада, любимых, кажется, авторов серии «Философия по краям». В более поздние годы издательство неожиданно выпустило немалое количество каких-то диковинных шпионских романов советского времени, но все же до сих пор в моем сознании «Ад Маргинем» связано прежде всего с книгами по искусству и философии. Какие из них любимые? Две назвать очень просто, три пришлось выбирать из многих
«Московский дневник» Вальтер Беньямин (2012)
Настоящий бестселлер, настольная книга философов, художников и романтиков, которую несколько лет назал «Ад Маргинем» переиздал вместе с «Гаражом». Но первой была сине-голубая книжица 1997 года выпуска, прочитанная запоем, переживаемая еще очень остро оттого, что автор-герой скитался по улицам моего детства — Петровке, Столешникову, Тверской. И долго еще зимой обледенелые тротуары вызывали в памяти ощущения неудачливого влюбленного, так точно охарактеризовавшего жизнь Москвы середины 1920-х годов.
«Краткая история кураторства» Ханс Ульрих Обрист (2012)
Сборник интервью с главными кураторами XX века. Через беседы Обриста с Харальдом Зееманом, Понтюсом Хюльтеном, Францем Мейером и другими героями открывается живая история искусства, история рождения смелых идей и невероятных открытий. Такая живая, что когда на Венецианской биеннале в 2013 году Джермано Челант реконструировал выставку Зеемана «Когда позиции становятся формой», мы как будто испытали ощущение дежа-вю — все произведения казались давними знакомыми.
«Camera lucida» Ролан Барт (2016)
Самая страстная, умная, тонкая и точная книга о фотографии, на которой выросли, кажется, все остальные философские и искусствоведческие исследования, посвященные природе фотоизображения.
«Нью-Йоркская школа и культура ее времени» Дори Эштон (2017)
Необычайно динамичная книга, насыщенная таким количеством переплетающихся фактов, стремительно сменяющихся событий и героев, что, кажется, в ней воплотился дух самого Нью-Йорка в десятилетие «эстетического завевания мира».
«Статьи об Илье Кабакове» Борис Гройс (2016)
Очень интересно пройти вместе с Гройсом путь художника Ильи Кабакова, которого, кажется, именно этот, а может быть только этот автор понимает лучше всех остальных.