Что читать 8 марта?
Разбираемся в современной фем-повестке! В преддверии 8 марта составили подборку книг. В списке — истории женщин, изменивших искусство, история феминизма в комиксах, важнейшие философские работы по гендерной теории.
На все эти книги мы дарим скидку 20%.
«Расширенная картина. Женщины, изменившие мир искусства» София Беннетт
«Расширенная картина» — книга от галереи Тейт, которая вдохновит как детей, так и взрослых, и поможет сориентироваться в мире искусства. Автор рассказывает о жизни и творчестве женщин, которые внесли выдающийся вклад в искусство — все они боролись за то, чтобы их голоса были услышаны. Только в последние десятилетия мы чаще стали слышать о женском творчестве и отдавать дань самобытным талантам художниц — от Наталии Гончаровой до Guerrilla Girls.
«Художницы» Флавия Фриджери
Женщина в искусстве долгое время была одним из излюбленных предметов изображения, но в качестве создательницы искусства долгое время играла роль, подчиненную мужчине. Хотя художницам уже давно не приходится довольствоваться анонимностью или выступать под мужскими псевдонимами, в истории искусства им уделяется не так много внимания. В этой книге из серии «Основы искусства» куратор и преподавательница Университетского колледжа в Лондоне Флавия Фриджери знакомит нас с жизнью и творчеством 57 известных художниц пяти последних веков, работавших в разных областях визуального искусства: от Артемизии Джентилески и Луиз Буржуа до Фриды Кало и Марины Абрамович. Текст дополняют многочисленные иллюстрации, глоссарий с объяснением специальных терминов, линия времени, прослеживающая важнейшие события в истории женского движения, а также список дополнительной литературы.
«Краткая история феминизма» Пату, Антье Шрупп
«У Адама еще не было пола. С сотворением Евы в мир явилась не женщина, но, скорее, половая дифференциация».
Обзор истории феминистского движения в формате черно-белого комикса. В отличие от «классической» хронологии истории феминизма повествование комикса начинается не в XIX веке: авторы предлагают найти феминистские начала в Античности и Средних веках и пересмотреть известные мифы.
«Манифест киборгов» Донна Харауэй
Донну Харауэй считают одной из основоположниц киберфеминизма. В своем эссе, впервые изданном в 1985 году, она призывает представить постгендерный мир, свободный от «страшного исторического опыта противоречивых социальных реальностей патриархата, колониализма, расизма и капитализма».
«Может ли гендер меняться» Салли Хайнс
Исследование о гендерной вариативности и о том, как она проявляется. Почему некоторые люди ощущают несоответствие между биологическим полом и внутренней идентичностью? Гендер — это то, кто мы есть, или то, что мы создаем? Гендерные проявления запрограммированы природой или развиваются по мере воспитания? На эти и другие вопросы отвечает Салли Хайнс, доцент кафедры социологии и гендерных исследований Лидского университета.
«Заметки к перформативной теории собрания» Джудит Батлер
Книга представляет собой курс лекций Джудит Батлер (род. 1956), американского философа, специалиста по теории гендера, связывающих воедино теоретические концепции прошлых работ автора и ее текущее исследование. В ней кратко излагаются основные идеи теории гендерной перформативности, применяемые в дальнейшем для анализа современных социальных движений. В итоге Джудит Батлер представляет своеобычную концепцию народной политики, которая приходит на смену «новым социальным движениям» и характеризуется широкими демократическими альянсами.
«Краткая квир-история искусства» Алекс Пилчер
Книга Алекса Пилчера предлагает читателям краткий путеводитель по квир-искусству всего мира. Среди тем книги — тело и идентичность, любовь и желание, исповедь и протест, выраженные средствами живописи, скульптуры, рисунка, фотографии и инсталляции. Выдающиеся произведения, созданные в период с 1900 года до наших дней, показывают, каким разным может быть квир-опыт в зависимости от времени и места, и как в искусстве запечатлевается история меняющихся мировоззрений.
«Дресс-код. Голая правда о моде» Мари Гринде Арнтцен
Нон-фикшн о модной индустрии. Мари Арнтцен доходчиво объясняет, почему мода — не демократия, а диктатура, как она наделяет властью и к чему может привести.