0 моя полка Подпишитесь
25 Октября / 2019

Краткая квир-история искусства: «Купальщики»

alt

Книга Алекса Пилчера предлагает краткий путеводитель по квир-искусству всего мира. Среди ее тем — тело и идентичность, любовь и желание, исповедь и протест, выраженные средствами живописи, скульптуры, рисунка, фотографии и инсталляции. Семьдесят выдающихся произведений, созданных в период с 1900 года до наших дней, показывают, каким разным может быть квир-опыт в зависимости от времени и места и как в искусстве запечатлевается история меняющихся мировоззрений.

История создания работы Данкана Гранта «Купальщики».

 

 

  • alt

Данкан Грант (1885–1978), Великобритания «Купальщики»
1911. Холст, масло, 228,6 × 306,1 см
Галерея Тейт, Лондон (приобретено в 1931)

Полотно «Купальщики» изначально было частью декоративного панно, созданного шестью художниками для студенческой столовой лондонского Политехнического института в Боро. Общая тема произведения — «Лондон на каникулах». Данкан Грант создал две фрески из семи, и, в то время как его коллеги воспевали семейный отдых, в работах Гранта акцент сделан на атлетические мужские тела. Очевидно, что на панно «Футбол» художник с неприкрытым наслаждением запечатлел спортивную форму, которая словно вторая кожа облегает бугристые мышцы игроков. А «Купальщики» предстали перед нами вообще без одежды.

Сейчас купание на природе голышом стало голливудским клише и символом подросткового бунта, но до XIX века и довольно долго после оно было широко распространено среди мужчин. На рубеже веков эта традиция вдохновила живописцев по всей Европе и Америке на создание бесчисленных приглушенно гомоэротических сцен; «Купальщики» — один из самых смелых, со стилистической точки зрения, примеров таких работ. В расположенном в Гайд-парке озере Серпентин, которое послужило местом действия картины, до 1930-х годов разрешалось плавать исключительно мужчинам, а купание голышом тогда все еще было распространено. Озеро фигурировало в неофициальном списке достопримечательностей для геев, так что даже в правилах посещения парка пытались прописать запрет на вуайеризм на береговой территории[1].

Грант, многократно вступавший в любовные связи с мужчинами, осознавал, что косвенно воплощает гомосексуальную позицию. Художник подчеркивает свой посыл практически скандально недвусмысленными позами купальщиков. (Только представьте, что на картине нет воды!) Более того, Грант помещает на полотно обнаженного, поза которого — как могут заметить образованные квир-наблюдатели — отсылает к работе Микеланджело; Микеланджело: этого деятеля искусства Возрождения, избранного своим предшественником-эталоном многими художниками-геями[2]. Так что, возможно, нет ничего удивительного в том, что один эдвардианский писака из National Review осудил фрески за развращающее влияние, которое они могут оказать на молодых студентов[3].

[1]Houlbrook M. Queer London: Perils and Pleasures in the Sexual Metropolis, 1918–1957. Chicago; London, 2005. P. 55.

[2] Поза фигуры, карабкающейся в лодку, напоминает фигуру солдата с фрески Микеланджело «Битва при Кашине» (1504–1506), известной только по копиям XVI века.

[3] Цит. по: Shone R. Bloomsbury Portraits. London, 1993. P. 64.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на нашу рассылку!

Мы рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами

Или заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!